Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Поиск по сайту

Фордак Часть 1


 
phinik 
 

Улыбайтесь ветру!



Это не совсем то же,  что “Смейтесь ветру в лицо”. Смейтесь ветру  это скорее противопоставление. Улыбайтесь – скорее подчинение.




Итак    


Найдите точку опоры и  ускоряйте доску на ветер


Скольжение  доски основано на трех китах:
Положение паруса должно обеспечивать максимальную тягу для выбранного курса.
Вся тяга паруса должна передаваться по направлению скольжения доски на столько,  на сколько позволяет выбранный курс.
Доска должна равномерно нагружаться, т.е. скользить без крена и дифферента.

[spoiler]

Рассмотрим  работу этих трех китов  в задаче выхода на глиссирование в слабый ветер с последующим переходом на острые курсы.


Последовательность действий при  выходе на глиссирование:
Увалиться до полного бакштага  
Поставить прямую мачтовую ногу в районе мачты вдоль  продольной оси доски. (Необходимо для передачи тяги паруса по направлению скольжения доски)
Расположить парус таким образом, чтобы  удержание паруса могло осуществляться только за счет  трапеции.  Проверить жесткость передачи тяги с паруса через прямую мачтовую ногу в доску.
На этом этапе возможны следующие ошибки:
Если наблюдается чрезмерное давление на корму необходимо немного толкнуть парус от себя.  При  толчке  ваше тело переместиться вперед.
Если порыв ветра наклоняет плечи  вперед – возможно согнута мачтовая нога или  основная тяга  с паруса передается не через трапецию, а через  руки. Как и в предыдущем случае, полезно немного оттолкнуть парус от себя по направлению движения доски.
Правильно выполненные действия приведут к  увеличению скорости и подъему части доски из воды. Далее  необходимо выбрать склон волны и несколько раз качнуть парус шкотовой рукой на себя. При этом необходимо контролировать ощущение тяги паруса на трапеции и возросшее давление мачтовой ноги на доску. Создается ощущение, что шкотовая рука вытягивает трапецию, а в месте с ней и доску, вперед. Точкой опоры этого “рычажного” устройства является ветер сосредоточенный в центре парусности. Производимый пампинг не должен срывать ветровую точку опоры (тягу паруса через трапецию), по этому на слабом ветре не стоит делать резких движений. Во всяком случае, движения должны соответствовать ветру. Такой подход обеспечивает равномерную загрузку доски и хорошее использование тяговой силы паруса.


Увеличение скорости в режиме глиссирования


Рассмотрим два случая:


1. Скорость доски недостаточна для формирования ощутимого вымпельного ветра.


Обычно этому режиму  соответствуют  курсы бакштаг и полный бакштаг.  (На этих курсах осуществляется разгон доски после выхода  на глиссирование.) Для увеличения скорости требуется произвести работу против результирующей силы ветра. Так как в этом случае ветер действует практически перпендикулярно поверхности паруса, то и увеличение скорости достигается периодическим  добором паруса шкотовой рукой на себя.



2. Скорость доски достаточна для формирования существенного вымпельного ветра.


В этом режиме основной ветровой поток действует на парус со стороны мачты и парус работает в режиме вертикально расположенного  крыла. Этому режиму  могут соответствовать любые курсы: от бейдевинд до бакштага. Как и в предыдущем режиме,  требуется произвести работу против результирующей силы тяги. Однако тяга паруса в данном случае направлена практически по направлению движения доски, и следовательно увеличение скорости достигается за счет периодических  смещений паруса назад. Фактически смещение паруса назад обеспечивается  прижатием нижней шкаторины паруса к доске (давлением гика вниз - назад). Такое прижатие называют закрытием паруса. Точкой опоры этого “рычажного” устройства является тяга образованная  вымпельным ветром сосредоточенная  на передней шкаторине паруса. Увеличение  скорости в процессе закрытия паруса зависит от настройки паруса и доски. При правильной настройке,   доска,  в процессе закрытия паруса, с увеличением скорости, выталкивается на ветер.



Возможные ошибки и способы их устранения



Трудности с закрытием паруса могут возникать:  

из за малой скорости,

из за заднего положения шарнира,

в случае  широкого хвата  гика (шкотовая рука расположена близко к шкотовому углу).



В  случае малой скорости следует добиться плоского положения доски (что может привести к увалу и увеличению скорости) и повторно закрыть парус (при правильной стойке обеспечит привод к ветру). Возможно, для увеличения скорости придется  использовать волну. Осуществив разгон на волне, закрыть парус и вернуться на прежний курс.  



Удобней закрывать парус,  когда шкотовая рука находится вблизи петель трапеции. Широкий хват  гика  не только препятствует прижатию паруса вниз, но и провоцирует подтягивание паруса к себе, что приводит к увеличению бокового давления на плавник и к нарушению соосности движения, т.е. продольная ось доски не совпадет с направлением движения доски.



Отсутствие разгона доски и выраженного выталкивания доски на ветер означает неправильную настройку паруса по гику. Возможно, парус по гику перебит.





Аэродинамические особенности стойки



При достижении скорости устойчивого глиссирования  тяга паруса обеспечивается вымпельным ветром. Положение корпуса с развернутой головой и плечами на ветер, видимо, обеспечивает увеличение давление на наветренной стороне паруса и тем самым увеличивается разность давлений между подветренной и наветренной стороной паруса, т.е. увеличивается эффективный угол атаки паруса. Это разность давлений, как известно, и обеспечивает тяговую силу паруса. Еще несколько слов по поводу аэродинамического значения стойки. Плечи захватывают ветер и направляют его на парус, под углом отличающимся от угла вымпельного ветра. Образуется эффективный заход воздушного потока  на ветра. Естественно парус в изменившемся потоке круче идет к ветру. Если плечи расположить вдоль паруса, давление на наветренную сторону паруса уменьшится и тяга паруса упадет. Уменьшится  эффективный угол атаки паруса. Это уменьшение  выгодно только для перехода на полные курсы. Увал  обеспечит восстановление эффективного угла атаки и нормальную работу паруса  на полных курсах.





Выводы


Выход на глиссирование обеспечивается соосностью максимальной тяги паруса с направлением  плоско – скользящей   доски.


Разгон доски обеспечивается применением “рычажного” механизма – “Опирайтесь на ветер и проталкивайте доску вперед   вверх”.


Аэродинамика стойки обеспечивает оптимальный угол атаки паруса.